Онлайн-корпоративы в пандемию: как мы заняли лидирующие позиции в новом сегменте

Онлайн-корпоративы в пандемию: как мы заняли лидирующие позиции в новом сегменте

Сфера организации мероприятий включена в список наиболее пострадавших отраслей. Привычный мир рухнул, отрасль — на грани вымирания. История нашего спасения

В преддверие сезона новогодних корпоративов в новой пандемической реальности для многих компаний сейчас актуален вопрос о том, как организовать своё праздничное мероприятие на удалёнке. В этой статье я расскажу об опыте возглавляемого мною московского event-агентства, за полгода проделавшего путь от стоящего на грани вымирания малого бизнеса до самого масштабного по широте ассортимента российского организатора командообразующих онлайн-викторин.

Предыстория

В 2014 году я вместе с партнёром основал event-агентство «Команданте», чтобы заниматься любимым делом. Будучи профессиональными знатоками в спортивных дисциплинах «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг», мы уже обладали многолетним опытом выступлений на столичных и российских фестивалях, написания и редактуры вопросов, организации трёх собственных межрегиональных турниров «Интеллектуальная ворона» в середине 2000-х под эгидой Высшей школы экономики. Карьеру мы строили параллельно в других областях, воспринимая интеллектуальные игры исключительно в качестве полезного хобби, позволяющего напрягать мозг для решения увлекательных нестандартных задач, в решении которых нередко предстояло выходить за рамки стандартных решений.

Появилась идея перенести наши наработки, знания, умения в профессиональную плоскость и заняться командообразующими играми, развивающими навыки мозгового штурма, наглядно демонстрирующими участникам всю мощь эффекта синергии, проповедующими ценность чувства локтя и заставляющими в полной мере осознать пословицу «один в поле не воин». Наши первые неуверенные шаги в созданном стартапе давались с большим трудом, бизнес долгое время был убыточным, высасывал из нас материальные ресурсы и вгонял в депрессию, но мы не бросили любимое дело и смогли постепенно переломить ситуацию. За минувшие 6 лет «Команданте» провело несколько сотен тимбилдингов в помещении (на каких только площадках доводилось работать — офис, кафе, лофт, отель, теплоход!) и постепенно нарастило самый большой в стране ассортимент командных викторин интеллектуального и развлекательного характера. На декабрь 2020 года наша продуктовая линейка включает 15 программ, каждая из которых проведена хотя бы по разу на корпоративных либо частных мероприятиях. Согласно ежегодному мониторингу у ближайшего конкурента сценариев в 2 раза меньше.

Большинство игр создано нами по мотивам популярных отечественных и зарубежных телепередач, некоторые являются плодом собственной креативной разработки. В течение года наблюдаются два явных пика, когда у корпоративных клиентов присутствует повышенный интерес именно к командообразующим играм в помещении (помимо них мы проводим тимбилдинги на природе и новогодние корпоративы):

  • Последние три недели декабря. В качестве составной части корпоративного новогоднего мероприятия вместо стандартных банкетных конкурсов от ведущих
  • С 22 февраля по 8 марта. Во время празднования в компаниях гендерных праздников, которые обычно проходят в рамках офиса и за счет самих сотрудников

Вроде всё было хорошо, обороты постепенно росли, ассортимент расширялся, накопились многолетние постоянные клиенты, появились агентства-посредники, активно предлагавшие наши услуги своим заказчикам. Но наступил март 2020 года. И грянул гром…

Начало пандемии

Столкнувшись в этом году с пандемией, самоизоляцией, удаленкой, закрытием заведений общественного питания, отменой корпоративных мероприятий, мы весной задумались о переводе своих проектов в онлайн-формат.

Конечно, поначалу сознание категорически отказывалось верить в новую реальность. Но наше последнее перед локдауном мероприятие (в пятницу 13го марта: может быть сочетание даты и дня недели — это знак?) оказалось на следующие 4 месяца единственным. Все клиенты, планировавшие свои корпоративы на апрель-май-июнь, благополучно расторгли контракты и отменили договоренности. Бизнес начал генерировать устойчивый убыток и постепенно загибаться. Речь уже не шла о максимизации прибыли, на кону стояло выживание агентства. Да и мир вокруг будто замер. Из дома можно было выходить только по пропускам, в маске мелкими перебежками, и весну мы фактически наблюдали из окна.

После первого объявления общероссийской самоизоляции эпидемия казалась нам непродолжительной мелкой неприятностью, которую надо пару недель перетерпеть. К середине апреля вернется нормальная жизнь, начнем активно планировать летние тимбилдинги на природе (Форт БоярдПарусная регата и другие программы), все будет по давно накатанной колее. Но после первого продления режима самоизоляции аж до майских праздников стало очевидно, что масштаб проблемы мы существенно недооценили и необходимо освоить новую нишу. Что такое Twitch и Zoom я в тот момент вообще не знал, предпочитая пользоваться по старинке Вотсапом и Скайпом. Пришлось быстро обучаться и перестраиваться.

Сначала мы посмотрели, что делают прочие, более расторопные, компании из индустрии мероприятий. Столичные ежедневные квизы наблюдали 100% отток клиентов, ведь они проходили на территории заведений общественного питания, которые перешли на режим работы «строго на вынос». Они стали пионерами новой ниши и активно запускали тестовые прогоны своих программ, чтобы обкатать свежий формат. Будучи опытными игроками в интеллектуальные игры мы с удовольствием приняли участие в этих викторинах. Как говорится, умный человек учится на своих ошибках, а мудрый – на чужих.

Мы смогли наглядно увидеть проблемы в организации процесса трансляции и сбора ответов,  прочувствовать на себе отличие коммуникации в мессенджерах от привычного мозгового штурма за игровым столом, почерпнуть полезную информацию по вариантам приёма и обработки ответов в электронном виде. Изучив опыт делающих первые неуверенные шаги первопроходцев, мы сделали определенные выводы и начали готовиться к запуску нового формата.

Имея самую широкую продуктовую линейку командообразующих викторин среди московских event-агентств, мы неожиданно увидели четкий потенциал превращения в лидера вновь формирующегося рынка.

Запуск онлайнов

Итак, в начале апреля мы вступили в войну. Она только разгоралась, о ней еще мало кто знал, но было очевидно, что она уже началась и никуда от неё не деться.

Первый вопрос, который предстояло решить, с какой игры начать? Какая из них может стать флагманом, бестселлером, локомотивом, способным потянуть за собой весь остальной ассортимент по части повторных продаж.

У многочисленных квизов такой проблемы не было, ведь они фактически гоняют один и тот же формат с четким набором конкурсов, просто придумывая новые задания под устоявшуюся драматургию. А у «Команданте» в тот момент было свыше дюжины программ, рассчитанных на разную аудиторию и демонстрировавших взлеты и падения на протяжении долгих лет своего существования. Какая из них имеет наибольший потенциал?

Например, наша авторская викторина «Музыка нас связала», созданная в декабре 2017-го, проводилась не чаще 1-2 раз в году. И вдруг в последний сезон НГ-корпоративов выстрелила 3 мероприятиями сразу. А игра «КиноQuiz», (кстати, запущенная в сентябре 2015 года, когда условные «Квиз плиз» и «Мозгва» еще даже не появились) весь прошлый год была невостребованной, а перед самым началом пандемии проводилась три недели подряд.

Для начала мы четко разделили весь ассортимент на 2 категории: подходящие для адаптации в онлайн-вариант и непригодные. В первый пул попало 7 викторин: «Хрустальная сова» (название «Что? Где? Когда?» запрещает использовать правообладатель), «Квиз», «Сто к одному», «Подмосковные вечера», «КиноQuiz», «Brain Ring», «Музыка нас связала». Какая из них перспективнее? Не понятно.

В первоначальных предпандемических планах на 2020 год значилось создание новой викторины «Где логика?», нацеленной 100% на визуальные задания при минимуме текстовых, музыкальных и видео вопросов. И мы решили сразу написать её под онлайн-реализацию, собственно с неё и начать освоение новой ниши. В конце концов в квиз играть из разу в раз всем постепенно надоест, взыскательный потребитель захочет чего-то новенького, доселе невиданного. А тут мы со своей викториной. Наш расчет оказался верен.

На создание 9 раундов (некоторые мы использовали известные телезрителям, другие переработали, третьи придумали сами) ушел весь апрель. Это была долгая и кропотливая работа по разработке механики и тайминга проведения туров, написанию вопросов и подбора качественного фото и аудиоконтента, изнурительной вёрстки. Программа для онлайна от стандартной отличается тем, что ей необходимо удерживать интерес одинокого зрителя, сидящего дома у компьютера, а не в зале ресторана с алкоголем и закусками в кругу друзей. Поэтому требовался новый уровень визуализации, использования спецэффектов, музыкального оформления. 5 мая мы сделали тестовый прогон для друзей.

Первые шаги, первые неудачи

Параллельно созданию новой игры мы научились проводить игры на платформах Twitch и Zoom. Именно на Твитче проходила премьера. Участие принимали наши коллеги, многие из которых также являются профессиональными знатоками, некоторые участвовали в ТВ-играх. Они дали нам бесценную обратную связь, как по части улучшения заданий, так и по механике проведения.

Внедрив исправления, мы сделали 14 мая бесплатную онлайн-игру для всех клиентов и партнёров, уведомив их масштабной рассылкой. В игре приняла участие 21 команда, победили сотрудники «Mitsubishi Bank». К сожалению поиграть захотели далеко не все, -многие заказчики были абсолютно деморализованы самоизоляцией, сокращениями, снижением заработка и пребывали в унынии. Им было не до развлечений.

Вдохновленные потоком благодарностей, мы потирали руки в ожидании вала заказов, но не получили ни одного запроса. Пришло лето, ковидные ограничения были сняты, народ обрадовался и с конца июня у нас начали робко запрашивать летние тимбилдинги на природе. 99% клиентов, правда, в итоге отказалось от идеи проведения мероприятия из соображений экономии.

Первую коммерческую игру нам удалось провести только в последних числах июля для нашего многолетнего постоянного клиента. Будучи айти-компанией они так и не вышли в офис, благополучно перестроившись на режим удаленной работы. И поскольку сотрудники не видели друг друга уже по много месяцев потребовалось сделать объединяющее онлайн-мероприятие для поднятия корпоративного боевого духа.

Параллельно проводились немногочисленные викторины и загородные тимбилдинги в привычном очном формате. Так что мы начали постепенно забывать про онлайн и сочли свой майский опыт пустой тратой времени и сил. Тогда царила летняя эйфория, травка зеленела, солнышко грело, владельцы агентства уехали на несколько недель путешествовать по Крыму, все предупреждения о второй волне казались нелепыми страшилками.

В августе у нас заказали еще 3 онлайна. Мы дважды провели «Где логику» и адаптировали под новый формат еще одну программу – «Подмосковные вечера», также известную под названием «Дело было вечером». В предковидное мирное время это был бестселлер 2018 и 2019 годов. Один из заказчиков нашел нас совершенно случайно и базировался вообще в Воронеже. Что натолкнуло на мысль проводить игры не только клиентам из столичного региона. Единственный плюс перехода в онлайн-режим – это полное устранение границ. Теперь мы могли, невзирая на расстояния и часовые пояса, сотрудничать с заказчиками по всей стране. В случае повсеместного введения новых эпидемиологических ограничений мы получали необъятный рынок сбыта. У федеральных конкурентов нет такого богатого ассортимента, а у регионалов вдобавок к этому не было отработанной технологии, ведь весенняя ситуация затронула их города в существенно меньшей степени и почти никто за редким исключением так и не вышел в онлайн.

Бурное развитие

На стыке лета и осени мы принялись адаптировать другие наши сценарии для возможности реализации в онлайн-версии: существенно улучшили визуализацию презентаций, добавили графических эффектов, сделали музыкальные подложки. За следующие 3 месяца была проделана гигантская подготовительная работа: модификацию пережили три популярные программы «100 к 1», «Quiz», «Музыка нас связала», плюс была разработана с нуля очередная новинка – «Взрыв мозга». Текущий (по состоянию на конец ноября) ассортимент охватывает 6 викторин на различную аудиторию, чтобы каждый заказчик смог выбрать наиболее интересную и близкую лично для себя. А постоянные клиенты, готовые поддерживать таким способом командный дух на регулярной основе, получали возможность каждый раз заказывать в новую игру.

В первый месяц осени начал плавно расти спрос, при этом у нас продолжали заказывать и оффлайн-тимбилдинги. С ухудшением эпидемиологической ситуации перекос в сторону онлайн-запросов стал очевиден, после чего наступил новый Апокалипсис. В первых числах октября все клиенты, планировавшие очные мероприятия, сняли свои заказы. Все до единого. И текущие октябрьские проекты, и новогодние заказы. Локдаун не объявили, но заказчики приготовились к худшему и замерли в ожидании. Вновь наступил штиль.

Благо в этот раз он длился недолго. Едва осень перевалила через экватор, как вновь посыпались запросы, их количество удвоилось. После ноябрьских праздников, когда столичные власти объявили о предновогодних ограничениях (разрешенная численность участников корпоратива — до 50 человек, разрешенное время проведения – до 23:00), будто прорвало плотину. Мы испытали резкий рост посещаемости наших интернет-ресурсов, существенно увеличившееся количество входящих обращений со всей страны. Поскольку в регионах спрос (даже несмотря на не самую лучшую экономическую ситуацию) превысил предложение (региональные агентства неожиданно столкнулись с той ковидной действительностью, которую мы в полной мере ощутили еще весной), мы с радостью занялись проведением онлайн-игр для заказчиков со всей страны. Самый ранний онлайн-корпоратив у нас начинался в 11:00 по Москве, а самый поздний в 20:00 по Москве.

Некоторые благодарные клиенты из предыдущих месяцев начали возвращаться с повторными заказами, планируя свое новогоднее мероприятие. На полную мощность запустилось сарафанное радио, когда hr-менеджеры в своих сообществах передавали информацию о нас своим коллегам из других компаний.

Теперь требовалось рассказать о себе профессионалам рынка, сетевым и международным event и mice агентствам. Они могли предложить наши услуги крупным заказчикам, работающим через годовые тендеры с утвержденным пулом поставщиков.

Для этого 18 ноября я выступил в прямом эфире отраслевой онлайн-конференции для организаторов мероприятий «Ёлки онлайн 2020». Запись эфира здесь

Текущая ситуация и ближайшие планы

После успешной презентации нескольких наших программ для профессионального ивент-сообщества число запросов от event-агентств и прямых заказчиков еще увеличилось. Мы стали активным участником подготовки новогодних корпоративов, где наша викторина призвана стать частью общей насыщенной программы.

В сезон новогодних корпоративов нас ждал бешенный успех — количество мероприятий в 1,5 раза превысило показатели предыдущего декабря. Мы вынуждены были ввести ранжирование по датам и повысить цены на самые топовые дни, чтобы более равномерно распределить проекты по месяцу. Традиционно большинство клиентов запрашивает декабрьские пятницы и последние дни уходящего года. С учетом работы на удаленке это далеко не всегда столь необходимо. Пятницы востребованы лишь потому, что на следующий день не нужно рано вставать на работу, а значит веселиться можно на полную катушку хоть до поздней ночи. Нам кажется, что в текущих условиях можно просто сократить в организации следующий рабочий день на пару утренних часов, и провести корпоратив в другой день недели. Сотрудники отмечают по домам на удаленке и особо бурно гулять вряд ли будут.

Прогнозируя высокий спрос на самые популярные даты, ведь обеспеченные клиенты готовы платить с наценкой для своего удобства, мы занялись увеличением своих мощностей. Постоянных ведущих, которые проводят наши программы в онлайн, мы начали обучать новому формату работы. С декабря «Команданте» сможет реализовывать до 6 мероприятий параллельно, а если они разнесены по времени (например, первая и вторая половина дня), то и до 12 проектов.

26 ноября мы сделали первый шаг на международный рынок. Начали с русскоговорящих братьев из Белоруссии. Для них вообще не потребовалось никакой адаптации игры.

А в начале декабря произошел полноценный выход на англоязычный европейский рынок. Крупная заокеанская страховая корпорация (её название нельзя упоминать по договору конфиденциальности) после проведения викторины «Где логика?» для российского офиса выступила с инициативой переработки игры для западных коллег.

Мы счастливы вызов принять во имя новых побед! Была проведена активная работа по адаптации викторины для иностранцев, переделывались конкурсы, менялась музыкальная начинка, полностью переводился весь текст на английский.

Многим организаторам мероприятий и смежным отраслям пандемия нанесла сокрушительный удар. Какие-то заведения общественного питания не потянули аренду и закрылись, часть агентств обанкротились под грузом несостоявшихся постоплат от своих прежних заказчиков, другие существенно сократили штат и срезали зарплату оставшимся.

На этом фоне мы чувствуем себя персонажами «Бойцовского клуба» в последней сцене фильма: нам открывается завораживающий вид, а вокруг рушатся небоскрёбы…

Обязательно к прочтению!

Материалы на сайте размещаются в соответствии с условиями, представленными на странице "Условия".

Публикация, размещенная на данной странице, является исключительно выражением личного мнения её автора! Автор указан рядом с заголовком публикации.

Этот материал никак не связан с сотрудниками сайта или его владельцем и не обсуждался с ними перед публикацией!

В случае, если данная публикация нарушает Ваши права, просьба перейти на страницу "Контакты" и следовать предложенной там инструкции.