Роль стихов в бардовской песне. Новые вопросы.

Полагаю , любой из нас имеет некоторое представление о том, что является «форматом» авторской песни , а что нет. Оное представление основано на типаже, времён становления этого общественного движения . Однако , поскольку само это явление так и не получило точного определения, постольку представление о нём так и не вызрело до «понятия» . Таким образом, любое рассуждение о строгих критериях АП, здесь мне видится по меньшей мере, спекулятивным. А с учётом того, что в рамках этого музыкально поэтического направления отыскали своё место адепты многочисленных «форматов» с приставкой «бард» — от бард-рока и бард-попсы до бард-оперы, то помимо размытого перечисления свойств, всякие попытки определить жёсткие критерии «Авторской песни» видятся беспомощными. А также и о стихах, предлагаемых к этому направлению, можно сказать это же самое. Стихи «прогибающие» под себя мелодию и тексты, «прогибающиеся» под мелодию – в равной степени имеют место быть здесь.

Но уж коли мы сказали о «границах», следовательно есть нечто , что их определяет? Безусловно. Но, это не акцент на авторстве стихов и музыки. Определение авторской песни, думаю , на данный момент находится совершенно не в культурной, а в некой социальной плоскости с одноимённым названием. «Авторская песня», как мне думается – теперь уже, в первую голову не мелодийно поэтический жанр, а социальная структура, постепенно эволюционирующая из стихийного КСПшного движения во взаимосвязанную систему администрирования со своими законами и внутренней иерархией. И предметом её, по сути , выступает здесь уже не песня, как таковая , а фестивально — концертная деятельность. В свою очередь , сами границы этого музыкально поэтического направления здесь ещё определяются авторитетностью «хранителей традиции» в соответствии с тем самым неясным представлением о формате, с которого начался наш разговор. А с другой стороны — диктатом того последнего слушателя, на котором ещё стоит вся эта фестивально -концертная… И вот тут заложен скрытый конфликт:

Целевой слушатель традиционной бардовской песни неуклонно истощается. Для привлечения нового слушателя из малого круга эстетически «продвинутой» среды не хватает , в целом , ни поэтической, ни композиторской мощи . Тем не менее, вся система АП подобно белковому организму будет всеми силами бороться за существование . Так, в борьбе за место под солнцем, она теперь вынуждена оборачиваться лицом к разноформатной, далёкой от бардовских традиций, аудитории . А это значит, подстраиваться под её запросы , сформированные зачастую либо эстрадой, либо на англоязычных музыкальных традициях, либо… Во всех этих случаях, о стихах тут даже вопрос уже не стоит – тут скорее говорят об «уровне текстов». И «хранители» более не могут сопротивляться системе : Там, где в угоду концертной деятельности, словосочетание «автор-исполнитель» смещает акцент с первого слова на второе – там «хранители» уже «не в теме». Но, размывая рамки жанра, торопясь, как ей видится , вдогонку за временем , «Авторская песня» неизбежно теряет свою аутентичность. Да и авторитет .
Так где же тут границы жанра ? Они либо во внутреннем ощущении самого автора, либо там где заканчиваются вкусовые пристрастия неискушённого слушателя. Тем не менее, выбор всегда остаётся за автором 🙂